Развитие цифровой среды в ДОУ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Введение

В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы. Для  современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений.

Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который  нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Организация современной цифровой среды в ДОУ способствует реализации ключевых принципов, целей и задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Цифровые технологии являются эффективным средством для решения задач развивающего обучения и реализации деятельностного подхода, обогащения развивающей среды ДОУ. В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования. Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества детского сада с семьей, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ.

Таким образом, актуальность реализации проекта обусловлена, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.

Одной из задач дошкольной образовательной организации является создание системы условий для познавательного, интеллектуального, творческого развития воспитанников, которую приемлемо осуществить  с применением современных компьютерных технологий, что также способствует повышению уровня конкурентоспособности ДОУ. Вместе с тем, анализ материально-технической, развивающей среды и финансовых условий ДОУ, компетентности педагогических кадров в области цифровых технологий показывает низкий уровень готовности детского сада к удовлетворению интересов и потребностей семей к взаимодействию в цифровом пространстве.

Таким образом, существует противоречие между заказом государства в создании возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий, потребностями детей и родителей к взаимодействию в цифровом пространстве и возможностями дошкольной образовательной организации.

В связи с этим, перед коллективом МАДОУ детский сад 3 стоит проблема: каким образом организовать цифровую среду детского сада, способствующую реализации государственных гарантий в получении качественного образования и удовлетворяющую потребностям семьи?

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения,  основой решения проблемы может быть организация ресурсных групп как формы организации цифровой образовательной среды.

 

РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Наименование проекта «Ресурсные группы ДОУ как форма организации цифровой образовательной среды»

Сокращенное наименование проекта «Ресурсные группы».

Предпосылки реализации проекта:

— Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642.

— Государственная программа Свердловской области «Развития системы образования» в Свердловской области до 2024 года», утвержденная постановлением Правительства Свердловской области  от 29 декабря 2016 г № 919-ПП

— Муниципальная программа городского округа Красноуфимск «Развитие системы образования в городском округе Красноуфимск в 2014 – 2010 годах», утвержденная постановлением Администрации городского округа Красноуфимск от 11.03. 2016 г №173

— Муниципальный проект «Управление ресурсами муниципальной системы образования в городском округе Красноуфимск» («Траектория управления: к успеху вместе»), утвержден Приказом МО Управление образованием городского округа Красноуфимск от21.10. 2016 г № 178/2

Срок начала и окончания проекта:  январь 2019г – декабрь 2021г.

Руководитель проекта: Дрокина Ольга Владимировна, заведующий МАДОУ детский сад 3

         Руководитель рабочей группы: Колмакова Мария Геннадьевна, заместитель заведующего

Исполнители проекта: педагогический коллектив МАДОУ детский сад 3:

Полуянова Татьяна Николаевна, воспитатель

Жеребчикова Любовь Петровна, воспитатель

Фатеева Наталья Павловна, воспитатель

Шушакова Евгения Владимировна, воспитатель

Гилева Надежда Файловна, воспитатель

Кузнецова Валентина Сергеевна, воспитатель

Минеева Лариса Владимировна, педагог-психолог

Михляева Любовь Викторовна, учитель-логопед

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

 

Цель проекта —  создать цифровую образовательную среду в ДОУ, удовлетворяющую актуальным потребностям семьи, через организацию ресурсных групп и активное взаимодействие с семьей в электронном пространстве.

 

Определены следующие задачи проекта:

  1. Повышение компетентности педагогических кадров в области информационных и телекоммуникационных технологий.

Для решения данной задачи планируется курсовая подготовка и (или) профессиональная переподготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения. Важным моментом становится взаимоконсультирование и взаимообучение педагогических кадров. По итогам курсовой подготовки каждый педагог готовит мастер-класс (или иную активную форму обучения) для педагогического коллектива по наиболее интересной и актуальной теме, рассмотренной в ходе курсов. Взаимообучение будет способствовать более качественной подготовке педагогов, так как предполагает углубленное погружение специалиста в область ИКТ, переработку полученной информации в собственное понятийное пространство, повторение и практическое применение полученных на курсах навыков.

Повышение компетентности педагогических кадров станет важным условием для мотивации педагогов к презентации опыта работы на мероприятиях и конкурсах разного уровня.

Результат:

— организовано курсовое обучение педагогов;

— организован цикл мастер-классов для педагогов по реализации информационно-коммуникационных технологий;

— рост мотивации педагогов к реализации в образовательной деятельности информационно-коммуникационных технологий;

— участие педагогов в выставках методической продукции; городских, территориальных конференциях и семинарах; профессиональных конкурсах;

— организация на базе ДОУ практических мероприятий для родителей и педагогической общественности с показом непосредственно образовательной деятельности.

  1. Создание ресурсных групп ДОУ как формы организации цифровой образовательной среды.

В условиях отсутствия отдельного помещения для организации компьютерного (интерактивного, виртуального) кабинета, финансовой возможности для оборудования информационными образовательными ресурсами каждого группового помещения,  основой решения задачи будет организация ресурсных групп как основы цифровой образовательной среды в ДОУ.

При таком подходе информационно-образовательная среда будет включать в себя оборудование различной направленности, установленное в разных группах детского сада. При этом каждый отдельный педагог будет углубленно осваивать работу с конкретным электронным образовательным ресурсом и программным обеспечением, организовать образовательную деятельность с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

Реализация педагогами информационных и коммуникационных технологий должно стать системным, целенаправленным, ежедневным и осознанным процессом. Для решения проблемы интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность организуется работа педагогов с документацией ДОУ по планированию образовательной деятельности: комплексно-тематическое планирование, конструкты образовательной деятельности, наглядный и игровой материал. Для оценки эффективности образовательной деятельности с использованием ИКТ педагогами организуется взаимоанализ непосредственно образовательной деятельности.

Результат:

— развивающая среда ДОУ оснащена цифровыми образовательными ресурсами;

— организовано взаимодействие педагогов в работе с детьми разных групп с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— Создан банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

— обновлено комплексно-тематическое планирование ДОУ;

— разработан сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ;

— обновлены экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

  1. Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве.

Для решения данной задачи планируется:

— внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием Системы дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

— создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»).

Результат:

— организовано дистанционное обучение воспитанников;

— организовано взаимодействие с семьями через социальные сети.

Показатели достижения цели и их значения по годам представлены в таблице.

 

 

Таблица 1.

Показатели достижения цели

Показатели проекта и их значения по годам Показатель Тип

показателя

Единица измерения Период, год
2019 2020 2021
Доля педагогов, прошедших

обучение по программам повышения

квалификации

основной % 36 54 81
Доля педагогов, реализующих ИКТ % 36 54 81
Доля педагогов, транслирующих педагогическому сообществу опыт работы по применению ИКТ % 18 36 54
Доля групп, в которых используются ИКТ % 36 63 100
Доля родителей, вовлеченных во взаимодействие с ДОУ в цифровом пространстве % 45 72 100

 

 Результаты реализации проекта 

На уровне муниципалитета
Результаты  проекта ü повышение эффективности процесса воспитания и развития детей (повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий в образовательную деятельность);

ü трансляция опыта работы среди образовательных учреждений города;

 

ü распространение качественных информационных ресурсов и программных продуктов для эффективного развития и использования информационных технологий в образовании.

На уровне образовательного учреждения
ü повышение квалификации педагогического коллектива в области использования ИКТ;

ü удовлетворенность педагога профессиональной деятельностью;

ü мотивационная готовность, личная заинтересованность педагогов к внедрению ИКТ;

ü увеличение количества воспитанников и педагогов, имеющих возможность использовать цифровое оборудование;

ü оснащение развивающей среды ДОУ электронными образовательными ресурсами;

ü банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

ü обновленное комплексно-тематическое планирование ДОУ, сборник конструктов образовательной деятельности, экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности;

ü удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг;

ü организация дистанционного обучения воспитанников;

ü повышение информационной культуры родителей, создание активно действующей системы поддержки семейного воспитания с использованием ИКТ.

 

 

Идея проекта 

Организуется цифровая образовательная среда в ДОУ, при которой:

  1. технологические средства информационных и коммуникационных технологий размещаются в разных группах детского сада. При этом группа на уровне образовательной организации становится ресурсным центром для других групп воспитанников. Организуется сетевое взаимодействие педагогов, при котором воспитатель проводит познавательную, исследовательскую деятельность с использованием цифрового оборудования с разными группами детей, что позволит на более качественном уровне реализовать все имеющиеся возможности цифрового пространства ДОУ.

1 группа: центр проекций

Оборудование — интерактивная тумба «Умный пол».

2 группа: цифровая лаборатория

Оборудование — цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»;  нетбуки с программой сетевого подключения (имеются в наличии в ДОУ); цифровой микроскоп; интерактивная мобильная лаборатория по изучению погоды и природы

3 группа: мультстудия

Оборудование: Мультстудия СКАФ-33 с камерой HD и ПО.

4 группа: центр познания и движения

Оборудование: Интерактивная доска Smart Board 480 SB, проектор Epson EB -X05 для установки на потолок, интерактивный комплекс «Играй и развивайся» с kinect.

Для успешной интеграции ИКТ в ежедневную образовательную деятельность детского сада разрабатывается программно-методическое обеспечение, которое включает в себя банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ, комплексно-тематическое планирование ДОУ, сборник конструктов образовательной деятельности для реализации в ДОУ, экспертные карты для анализа непосредственно образовательной деятельности.

Обеспечивается взаимодействие с родителями воспитанников в электронном пространстве через внедрение дистанционных образовательных технологий и создание совместных групп родителей, педагогов, специалистов, администрации детского сада в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («В контакте», «WhatsApp»).

 

Ресурсное обеспечение проекта

 

Кадровые ресурсы:

В настоящее время в ДОУ работают 26 педагогов из них:

— педагогических работников с высшей категорией — 7

— 1 квалификационная категория — 4

— 4 педагога включены в инновационную деятельность по апробации  Образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет»

— 17 человек прошли обучение в области ИКТ за последние три года

 

Материально-технические ресурсы:

Для реализации проекта планируется использовать следующее  оборудование, имеющиеся в ДОУ:

— компьютеры (ноутбуки), нетбуки,

— 2 мультимедийных проектора,

— МФУ (принтер-сканер-копир),

— доступ к Интернет,

— программное обеспечение «Мерсибо» для проведения развивающих игр с помощью ноутбуков или интерактивной доски,

 

Информационные ресурсы:

— Официальный сайт детского сада,

— подключение к Системе дистанционного обучения Института Развития Образования eLearningServer.

 

Финансовые ресурсы:

— областное финансирование,

— внебюджетные средства (гранты, средства от приносящей доход деятельности)

 

Реестр заинтересованных сторон

 

п/п

Орган или организация Представитель интересов
(ФИО, должность)
Ожидание от реализации проекта (программы)
1. ГО Красноуфимск Артемьевских В.В., глава ГО Красноуфимск Повышение качества образования в ГО
2. МО Управление образованием ГО Красноуфимск Фрицко Ж.С., начальник  МО Управление образованием

городского округа Красноуфимск

— Повышение качества образования в ГО;

— Повышение профессиональной компетентности; педагогических кадров;

— распространение опыта по реализации проекта на территории ГО Красноуфимск

3. Образовательные организации (ДОУ) Заведующие — Повышение качества образования в ГО;

— Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров;

— сетевое взаимодействие

4. Образовательные организации (школы) Директора — Повышение качества образования в ГО;

— выпускник ДОУ, обладающий развитыми интеллектуальными, личностными, коммуникативными, творческими качествами, необходимыми для успешной социализации в школе

 

5. Родители Родители — всесторонне развитый ребенок, успешно социализирующийся в обществе;

— возможность осваивать программу ДОУ дистанционно

 

РАЗДЕЛ 3. ЭТАПЫ И КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ 

№ п/п Контрольная точка Плановая дата Тип контрольной точки
ЭТАП 1. Паспорт проекта утвержден
1 Создана рабочая группа по разработке проекта ноябрь 2018 Контрольная точка результата
2 Предварительная защита паспорта проекта январь 2019 Контрольная точка результата
3 Утверждение паспорта проекта февраль 2019 Завершение этапа
ЭТАП 2. Проект подготовлен
4 Приобретены технологические средства информационных и коммуникационных технологий Март 2019 – май  2021 Контрольная

точка результата

5 Педагогический коллектив прошел обучение, в т.ч. взаимообучение Март 2019 – декабрь  2020 Контрольная

точка результата

6 Разработано программно-методическое обеспечение реализации ИКТ март 2019 – сентябрь 2020 Контрольная

точка результата

7 Организовано взаимодействие с родителями в электронном пространстве Март 2019 – сентябрь 2019 Контрольная

точка результата

Этап 3. Проект завершен
8 Определение доли педагогов, прошедших обучение по программам повышения квалификации; реализующих ИКТ и транслирующих педагогическому сообществу опыт работы Декабрь 2019

Декабрь 2020

Декабрь 2021

Контрольная

точка показателя

9 Определение доли групп, в которых используются ИКТ Декабрь 2019

Декабрь 2020

Декабрь 2021

10 Определение доли родителей, вовлеченных во взаимодействие с ДОУ в цифровом пространстве Декабрь 2019

Декабрь 2020

Декабрь 2021

Контрольная

точка показателя

 

РАЗДЕЛ 4. БЮДЖЕТ ПРОЕКТА

 

п/п

Наименование мероприятия Источники финансирования
Областной бюджет, руб. Внебюджетные

источники

финансирования, руб.

2019 2020 2021 2019 2020 2021
1. Повышение квалификации педагогов:

Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (ГАОУ ДПО СО Институт Развития Образования):

— «Основы компьютерной грамотности культуры педагога» 40 ч

— «Основы прикладной информатики для педагогов дошкольной образовательной организации» 24 ч

— «Реализация вариативных форм организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» 24ч

— «Проектирование и реализация электронных курсов дистанционного обучения» 40ч

— «Проектирование и разработка интерактивных упражнений для электронных курсов дистанционного обучения» 40 ч

Семинары (ГАОУ ДПО СО Институт Развития Образования):

— «Мультстудия в детском саду» 8 ч

— «Создание интерактивной игры средствами Power Point» 8 ч

— «Приемы работы с интерактивной доской» 8 ч

30000 30000 20000
2. Интерактивное оборудование и программное обеспечение:

— интерактивная тумба «Умный пол»

— цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников «Наураша в стране Наурандии»

— Мультстудия СКАФ-33 с камерой HD и ПО

— Интерактивная доска Smart Board 480 SB, проектор Epson EB -X05 для установки на потолок, интерактивный комплекс «Играй и развивайся» с kinect

— Цифровой микроскоп

— Интерактивная мобильная лаборатория по изучению погоды и природы

180000 160000 130000 200000

20000

20000 20000
3. Организация  практического семинара для общественности с показом непосредственно образовательной деятельности 2000 2000
ИТОГ 210000 190000 150000 220000 22000 22000

Основными источниками финансирования являются:

— областной бюджет;

— внебюджетные средства: грантовые средства и доходы от приносящей доход деятельности. При этом собственные (внебюджетные) средства ДОУ ежегодно составляют 20000 – 22000 руб.

 

РАЗДЕЛ 5. КЛЮЧЕВЫЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

 

Риски Негативные последствия

риска

Причины возникновения риска Минимизация  рисков
Недостаточная развитость среды (отсутствие элементов информационной инфраструктуры обеспечения проекта, сбои в сетевой коммуникации, старение материальной базы и программного обеспечения ДОУ), а также возникновение дополнительных расходов на содержание технической базы. Невозможность реализации проекта, либо его части Не продуманность эффективного стратегического планирования и финансового обеспечения проекта Оснащение ОУ, использование свободно распространяемого программного обеспечения.

Организация среды на принципах мобильности и социального взаимодействия педагогов.

Осуществление конструктивного взаимодействия педагогов при реализации проекта не предусматривает отсутствие педагога (болезнь, отпуск, курсы повышения квалификации и прочие объективные причины). Неэффективное использование ИКТ некоторыми педагогами. Не системная работа, не в полной мере освоенное оборудование  не способствует  достижению качественного результата ОД, либо, вообще, его применение при организации ОД Длительное отсутствие отдельного педагога, не достаточная компетентность педагогов Взаимозаменяемость педагогов, повышение ИКТ- компетентности
Личностные особенности отдельных участников образовательных отношений, препятствующие достижению оптимального результата. Негативное, предвзятое отношение к организации ОД с применением ИКТ. -Несогласованность плана реализации отдельными педагогами Индивидуальные особенности педагога,  не владение ИКТ, социально-психологические особенности  социума,  коллектива Применение эффективных форм повышения квалификации  для различных категорий участников образовательных отношений
Не все родители имеют в домашнем пользовании персональный компьютер, Интернет. Отсутствует оперативная информированность, обратная связь Отсутствие заинтересованности. Низкое материальное положение. Создание чата, группы в веб-приложениях, социальных сетях («В контакте», «WhatsApp») совместно с родителями, педагогами, специалистами, администрации детского сада.