МАДОУ детский сад 3 реализует Основную общеобразовательную программу – образовательную программу дошкольного образования для детей от 2 до 8 лет. Программа разработана в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на основе целей и задач примерной образовательной программы дошкольного образования, с учетом приоритетной направленности МАДОУ детский сад 3 по социально-личностному развитию воспитанников, специфики социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, потребностей семьи и школы. Одна из основ формирования содержания образования в Программе - свобода выбора, построении индивидуальных образовательных траекторий, что обеспечивается созданием условий для каждого ребёнка в соответствии с его возможностями, интересами и потребностями. Педагогический коллектив максимально учитывает возможности, интересы и потребности каждого ребёнка и выстраивает стратегию педагогической работы, начиная с наблюдения за детьми и двигаясь к индивидуализации образования; что соответствует современной стратегии образовательной политики Российской Федерации по отношению к образованию детей дошкольного возраста. В основу учебно-методического комплекта обязательной части Программы выбран из комплекса вариативных программ, учебно-методический комплект примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/ Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. Содержание программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Программа направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Реализация Программы предусмотрена в течение всего времени пребывания детей в детском саду. В каждой возрастной группе с учетом потребности детей, родителей (законных представителей), сложившихся традиций осуществляется выбор парциальных программ: - Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» (для детей 5-7 лет). - Программа дошкольной подготовки детей 3-6 лет Ступеньки». Петерсон Л.Г., Холина Н.П., М.: Баласс, 2002. - Развитие речи детей 5-6 лет: программа, методические рекомендации, конспекты образовательной деятельности, игры и упражнения/ авт.-сост. Ушакова О.С, Струнина Е.М..- М.: Вента-Граф, 2015. В основе Программы лежит философский взгляд на образование ребенка дошкольного возраста, обращённый к личностно-ориентированной педагогике, ориентированной на ребенка, который основан на практике обучения, соответствующего развитию детей. Такой подход позволяет большинству детей развиваться и учиться, полностью используя свой потенциал, в том числе и детей, со специальными потребностями которым требуется применение дополнительных методов, обеспечивающих им условия полноценного обучения и развития, становления и развития личности ребёнка, его самореализации. Содержание образовательного процесса направлено на организацию активной деятельности детей по созиданию, получению, овладению и применению полученных знаний для решения проблем. Развивающая образовательная среда спроектирована с учетом проектной технологии и выражена в: • создании центров активности. Ребёнок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающей образовательной среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества; • создании условий для осознанного и ответственного выбора. Ребёнок должен стать активным участником образовательного процесса, поэтому он должен иметь возможность (быть поставлен перед необходимостью) делать выбор: видов деятельности, партнёров, материалов и др. Ребенок вначале учится делать осознанный выбор, а затем постепенно осознаёт, что несёт ответственность за сделанный выбор. Одним из важных принципов реализации Программы является совместное с родителями воспитание и развитие детей, вовлечение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. Основными направлениями взаимодействия с семьей являются: - Педагогический мониторинг. Включает в себя беседы, анкетирование родителей с целью учета потребностей семьи и интересов детей в выборе содержания образовательной деятельности, диагностики характера детско-родительских отношений в семьях, выявление проблем семейного воспитания. - Педагогическая поддержка. Для удовлетворения сформировавшихся образовательных запросов родителей педагог организует разные формы взаимодействия - семинары, выставки, дни открытых дверей, творческие гостиные, выставки детского и совместного детско-родительского творчества. - Педагогическое образование родителей. Развивая педагогическую компетентность родителей, помогая сплочению родительского коллектива, педагоги поддерживают готовность родителей к обмену опытом по вопросам социально-личностного развития детей, включают их в совместные с детьми игры и упражнения, проводят родительские встречи, конкурсы, организует работу родительского клуба. - Совместная деятельность педагогов и родителей включает в себя совместные праздники и досуги, игровые встречи, педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы. В Программе представлены условия: материально-технические, кадровые, психолого-педагогические, развивающей предметно-пространственной среды и др., которые позволяют достигнуть педагогическому коллективу в партнерском взаимодействии с родителями воспитанников, поставленных в Программе целей, задач, целевых ориентиров (прогнозируемых результатов).