В том, что надо развивать память ребенка никто не сомневается. Некоторые родители думают, что память развивается в школе, но, к счастью таких немного. Большинство же родителей понимают, что память развивается еще в младшем дошкольном возрасте, а потом расширяется и углубляется.
- Помните детскую игру «Я знаю 5 имен»? В этой игре надо было отбивать мяч от пола и на каждый удар произносить одно слово из выбранного понятия. Мы называли имена девочек, мальчиков, названия городов, рек, животных и птиц, цветов и деревьев, посуду и т.д. Очень похожее упражнение я услышала в одном из курсов И. Полонейчика. Для взрослых это упражнение, конечно, должно быть значительно труднее, а для детей вполне достаточно припоминать по 5 слов.
Когда ребенок подрастет и станет легко припоминать 5 слов, можно игру усложнить и увеличить до 10 – 15 слов одной группы. Причем, играть можно и без мяча. Мяч помогал сохранять ритмичность, но если его нет или неудобно использовать, то можно заменить хлопком, щелчком или просто соблюдать ритм без сопровождения. В такую игру легко играть в транспорте, по дороге домой, когда чего-то ждете. Время пройдет незаметно с пользой для головы.
- «Цепочка слов» Есть много игр с таким названием, но я хочу предложить ту, которая развивает память и внимание. В этой игре надо по очереди называть разные слова – существительные. Каждый раз перед тем, как назвать свое слово, игрок называет все слова, которые были названы раньше. Попробуйте поиграть в семье! Сколько слов Вы сможете запомнить и назвать?
Эта игра будет очень полезна не только детям. Не совсем понятно? Например: 1 – молоко; 2 – молоко, машина; 3 – молоко, машина, мед; 4 – молоко, машина, мед, муха… Это пример более сложного варианта, когда надо придумать слова на одну букву. Для начала достаточно придумывать любые слова – существительные.
- «Цепочка предложений» По такому же принципу работает и эта игра. Каждый игрок называет предложение, конечно, желательно маленькое первое время, а следующий повторяет его и придумывает свое. И так каждый раз повторяется все сначала и добавляется новое предложение. Для детей легче будет, если каждое предложение обозначать символом или картинкой и выкладывать их по порядку, позволяя ребенку смотреть.
Так, например, предложение «Идет дождь» можно символизировать картинкой капельки или дождя, «Заяц спрятался под кустом» — картинкой зайца. Даже если у Вас нет такой картинки, не страшно. Всегда можно схематически нарисовать на бумаге, песке, асфальте.
- «Устный счет» Как это ни удивительно, но устный счет очень положительно сказывается на памяти. Он не только развивает память, но и увеличивает скорость мышления, расширяет возможности мозга. Так что считайте с ребенком все, что можно. А посчитать можно, что угодно: и количество машин, и длину дороги (шагами), и сложить или вычесть цифры в номере автобуса или дома.