Советы учителя-логопеда родителям будущих первоклассников

Уважаемые родители!

Очень хочется поздравить Вас с окончанием учебного года, ведь Ваши дети успешно завершили этап дошкольного образования и перешли на ступень начального общего образования. Первого сентября они станут первоклассниками!

Подводим итоги, оцениваем результаты работы за год. Мы многое успели сделать за этот учебный год: работали над звукопроизношением, фонематическим слухом и восприятием, расширяли словарный запас и развивали связную речь.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе, для овладения чтением и письмом.

В летний период времени детям очень важно сбросить усталость, отдохнуть, набраться сил для учёбы в школе. Детям рекомендуется большую часть времени находиться на свежем воздухе, играть в подвижные игры, гулять и общаться с друзьями. Замечательно, если семья планирует поездку на отдых, к родственникам или в путешествие. Как много новых интересных впечатлений для ребёнка!

Вместе с тем, желательно, чтобы и в летнее время у Вас нашлась минутка для повторении и закрепления с детьми изученного на логопедических занятиях материала, для автоматизации поставленных звуков в речи. Особенно, если у детей в дошкольном возрасте были проблемы с речевым развитием.  Небольшие игры – повторялочки будут очень хорошим подспорьем для овладения детьми навыками безошибочного чтения и письма в школе, особенно полезны фонематические игры, направленные на формирование фонематического восприятия и звуко-буквенного анализа слов.

Учитель-логопед советует родителям обратить внимание на следующее:

  1. Состояние звукопроизношения: к моменту поступления в школу ребёнок чётко и внятно произносит все звуки.
  2. Состояние фонематических процессов. Ребёнок умеет подбирать слова с определённым звуком, владеет навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умеет различать и правильно повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы, зо-жо-зо, чи-ти-ти, сё-щё-сё, ар-ал-ал и др.
  3. Состояние грамматического строя. Родителям следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (жёлтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге) и т. д.
  4. Состояние слоговой структуры слова. Будущий первоклассник умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и предложения, состоящие из слов сложной слоговой структуры.
  5. Состояние словарного запаса. В словаре 6-7-летнего ребёнка примерно 2000 — 3000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, находить больше времени для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.
  6. Состояние связной речи. Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ. Когда ребёнок освоит самостоятельный пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам.

Что еще нельзя оставлять без внимания:

  • Развитие мелкой моторики

Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие проблемы. Для того, чтобы избежать этих трудностей, нужно решить вопрос с готовностью руки к письму. Замечательно воздействует на мелкую моторику лепка из пластилина, застёгивание и расстёгивание пуговиц, их пришивание. Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются, лучше цветные карандаши), двуручное рисование («Гимнастика мозга»), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.

  • Состояние пространственных функций(умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях, в том числе, с закрытыми глазами).
  • Коммуникативные функции(общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  • Состояние игровой деятельности(умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила, обыгрывать любые ситуации, оречевлять их).
  • Мотивация(наличие желания учиться, узнавать новое).
  • Развитие элементарных математических навыков(счёт в пределах 10, решение элементарных задач).
  • Развитие процессов внимания, памяти(например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  • Развитие мышления(обобщение «Назови одним словом», классификация «Распредели на группы», «Выделение четвёртого лишнего» с объяснением).

Если ребёнок читает:

  • Чтение должно быть плавное, послоговое, ребёнок понимает прочитанное.
  • Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.
  • Если имеются проблемы, не огорчайтесь, начинайте действовать, регулярно заниматься со специалистами. Главное – не ждать, что проблема разрешится сама собой. Помните, что ребёнку не справиться без вашей помощи.
  • В случае, если речь будущего школьника недостаточно развита, могут появиться проблемы в обучении ребёнка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

В  группу риска попадают следующие учащиеся:

  • левша;
  • переученный правша;
  • ребёнок, который посещал логопедическую группу;
  • двуязычие в семье (если говорят на двух и более языках);
  • ребёнок, который слишком рано пошёл в школу;
  • если у ребёнка есть проблемы с памятью, вниманием;
  • если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребёнок пишет то, что говорит);
  • если нарушено фонематическое восприятие (ребёнок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:

  • смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о);
  • пропуски букв, слогов;
  • недописывание, наращивание слов.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций. Исходя из опыта ведущих педагогов, родителям будущих первоклассников можно дать следующие рекомендации:

  • Работайте над развитием познавательных способностей ребёнка: разучивайте стихи, придумывайте рассказы.
  • Дома чаще играйте с детьми в дочки-матери, магазин, больницу, парикмахерскую, стройку и т.п., это лучший способ научить малыша организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
  • Будьте последовательны в своих требованиях. С пониманием отнеситесь к тому, что многое будет получаться не сразу.
  • Хвалите и подбадривайте ребёнка, внушайте ему мысль: «Всё получится, если ты будешь трудиться и стараться».