Фонематика – волшебная страна звуков!

В подготовительной к школе группе воспитанники закрепляют правильное произношение всех звуков в речи; отрабатывают навык определения первого и последнего звука в слове, позиции заданного звука в слове. Во втором полугодии учебного года материал логопедических занятий усложняется и воспитанники учатся определять количество и последовательность звуков в слове. Всё это необходимо для плавного перехода к обучению грамоте. Если в дошкольной образовательной организации дети освоили данные навыки, то в дальнейшем они без проблем научатся читать и писать в школе.

Одним из самых трудных по артикуляции звуков для детей является звук Л, поэтому работу по правильному произношению этого звука мы проводим особенно тщательно: закрепляем его изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях и затем, в предложениях и самостоятельной речи. На звук Л существует множество чистоговорок, считалок, стихотворений, которые мы заучиваем с детьми на этапе автоматизации звука Л. Одновременно с проговариванием закрепляемого звука мы выполняем с детьми кинезиологические упражнения, очень полезные для развития мозга.

Предлагаю Вам вместе со своими детьми повторить звук Л.

Занимательная гимнастика.

Комплекс игр и упражнений для звуков «Л», «ЛЬ»

  1. Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин:         (Круговые вращения кулачками  рук).

Много нас,                           (Показ растопыренных пальцев  рук).

А он – один.                        (Показ указательных пальцев,

                                              4 других   пальца согнуты в кулачки). 

Эта долька для чижа,          (Разгибание пальцев из кулачков по

                                               одному, начиная с мизинца).

Эта долька для стрижа

Эта долька для котят,

Эта долька для утят,

Эта долька для бобра,

А для волка – кожура!        (Расслабление пальцев рук, опущен-

                                               ных вниз, потряхивание кистей  рук).  Волк сердит на нас! Беда!  (Соединение рук в запястьях,

                                               постукивание  подушечек пальцев

                                               правой  и    левой руки).

Разбегайтесь, кто куда!       (Быстрое перебирание пальцами рук

                                               по столу, имитация «бега»).

  1. Самомассаж языка

Утром мы проснулись, мило  улыбнулись.

Массаж начинаем, язык укрепляем:

-поглаживание языка губами;    (широкий кончик языка

 медленно  высовываем изо рта, губы сомкнуты).

-похлопывание языка губами;   (все движения массажа выполняются, начиная с кончика языка).

-поцарапывание языка зубами;

-лёгкое покусывание языка зубами;

-поцарапывание языка зубами;

-поглаживание языка губами.

Поскакали на лошадке, приступаем мы к зарядке. Но-о-о! (цоканье языком в быстром и медленном темпе с широким открыванием рта).

  1. Дыхательное упражнение «Бабочка»

Красивая бабочка на цветке сидела, ветер дунул – полетела: л-л… (сдувание бабочки с цветка с произнесением звука «л»).

  1. Игра на развитие фонематического слуха

«Волшебный молоточек»

Если звук «Л» прозвучит, то волшебный молоточек застучит,

вот так: л – л – л…

Л – м – н – г – л – к – л – м – н – л – л – к – г – н – м – л…

Ла – ма – го – ко – ло – ны – бы – лы – ка – ла – лэ – мэ…

Мама – лошадь – гусь – лыжи – кукушка – гусь – лужа – лапа…

  1. Подвижная игра с пением слогов

По дорожке мы идём, дружно слоги мы поём:

Запилила пила: ла – ла – ла – ла – ла – ла – ла,

Зажужжала, как пчела: ла – ла – ла – ла – ла – ла – ла.

Отпилила кусок: лы – лы – лы – лы – лы – лы – лы,

Наскочила на сучок: лы – лы – лы – лы – лы – лы – лы.

Лопнула и встала: лэ – лэ – лэ – лэ – лэ – лэ – лэ,

Начинай сначала: лэ – лэ – лэ – лэ – лэ – лэ – лэ.

  1. Игра с картинками

Мы идём, идём, идём и картинку найдём,

Один, два, три, картинку со звуком «Л» возьми.

(Под музыку дети идут по кругу, внимательно рассматривают картинки. По сигналу дети берут по одной картинке со звуком «Л», называют слово, чётко произносят звук «Л», определяют место этого звука в  слове: начало, середина или конец).

Картинки: белка, волк, лопата, пила, осёл, молоток, слон, лом, метла.

  1. Игра на развитие мышления

Ребята, вы на картинки внимательно посмотрите и на 2 группы их разделите. Кто с кем дружит? (задание на классификацию предметов: дикие животные и инструменты). Игру можно проводить в двух вариантах: а) дети сидят за столами, называют картинки и раскладывают их  на две кучки; б) дети свободно двигаются по залу с картинками в руках, по сигналу бегут и встают в разные «домики»: «инструменты» — в один, «дикие животные» —  в другой «домик».

  1. Физминутка «В мастерской»

Работа в мастерской вовсю кипела:

Магнитола  громко песни пела,

Лом долбил: ил – ил – ил,

Пила пилила: ла – ла – ла,

Сверло дырочку сверлило: ло – ло – ло,

Лопата отходы сгребала: ла – ла – ла,

Метла мусор убирала: ла – ла – ла.

  1. Лото «Инструменты»

Материал для автоматизации звука «л» в тексте

Молоток стучал, стучал, гвозди в доску загонял.

Колотил он с толком – получилась полка.

Лопата копала, копала, копала, копала,

Потом улеглась, видно, очень устала.

Плясала, плясала по дому метла,

Полы подмела от угла до угла.

Пилит толстый ствол пила,

Накалилась добела.

Колун колол, колол, колол,

Колун полено расколол.

Долбит доску долото,

Долбит, долбит всё оно.

Сверлит дырку в стенке старое сверло,

Верно уж устало, бедное оно.

Лом ломает толстый лёд,

Лом ломать не устаёт.

  1. «Придумай слова со звуком Л»

Лапа, лыжи, ложка, луна, палата, салат, палка, стол, стул, пол…

  1. «Определи позицию звука Л в придуманных словах»
  2. «Составь предложение с этими словами»